История и популярность футболки: от военной униформы до модного элемента гардероба
Совсем недавно появление в футболке считалось дурным тоном – в ней могли не пустить в ресторан, в музей, не говоря уже о театре. Сегодня она – важный элемент мужского и женского гардероба. Особенно, если это футболка дольче габбана.
Универсальная, практичная, комфортная, качественная и красивая – именно такими эпитетами можно назвать современную «спортивную трикотажную рубашку без рукавов», как описывают футболку словари. Современные мужчины носят футболки всегда и везде, и не только в спортзал и на прогулки: надевают их под пиджак, заменяя рубашку для более неформального стиля, выбирают футболки для трендового или повседневного образа.
Интересно, что слово «футболка» есть только в русском словаре – в культуре других стран она с футболом не связана. Предшественником футболки считается мужской комбинезон. Раньше, в период до 20 века, он не был полноправным участником мужского гардероба, и не использовался даже как спецодежда, как это происходит сейчас. Комбинезон служил нижним бельем, застегивался на пуговицы, имел длинные рукава и свободные штанины. В 19 веке он разделился на две части, верхнюю и нижнюю. Из верхней получилась свободная нательная рубаха, которая и эволюционировала до вещи, которая в европейской культуре обозначалась как «T-shirt», а в российской — просто «футболка». Изначально ее носили солдаты и матросы.
По другой версии, футболка появилась в Европе отдельно, вне комбинезона, тогда ей было дано собственное имя — «T-shirt», «Т-образная сорочка». Она представляла собой фуфайку из хлопка без воротника с короткими рукавами, и напоминала букву «Т» – сокращенно ее называли «тишотка». Широкое распространение эта рубашка получила во время Второй мировой войны как часть обмундирования, став элементом униформы. В 1942 году журнал Life поместил на обложку фотографию курсанта ВВС– именно в такой футболке. После этого тишотки стали популярны и среди гражданского мужского населения, особенно среди представителей рабочего класса. Однако модной ее назвать было пока еще нельзя.
Как это часто бывает, в популярности помог кинематограф. В фильме 1951 года «Трамвай «Желание» герой молодого Марлона Брандо появился на экране в белой футболке, красиво облегающей фигуру. Кинопремьера имела огромный успех и стала классикой, аналогичная судьба постигла и футболку. Продажи резко рванули вверх. Если раньше выйти из дома в футболке считалось моветоном, то с момента выхода фильма тишотки стали появляться и в ресторанах, и на сцене, и просто на городских улицах. Первыми их примерили представители творческих профессий – музыканты и актеры.
Они были исключительно белого цвета, но со временем на них начали наносить рисунки, принты, надписи и символы. Например, в 1933-м в спортивном магазине Мичигана можно было купить футболку с надписью Michigan. В 1948 году футболка впервые стала предметом политической агитации: американский губернатор Томас Эдмунд Дьюи использовал ее для нанесения лозунгов своей предвыборной кампании.
Бешеную популярность футболки с надписями и принтами получили в 60-е — и дальше она только росла. Что только не писали на бывших нательных рубашках: названия рок-групп и спортивных команд, смешные рисунки и провокационные лозунги, вопросы и ответы, имена брендов и имена любимых людей… Фотографии и цитаты великих людей, логотипы и слоганы, портреты и абстракция… Футболка стала универсальным средством самовыражения, вариантом пропаганды, символом собственных пристрастий и абсолютно модной вещью.
В СССР футболку впервые привезли из-за рубежа советские спортсмены. Она быстро стала одеждой для тренировок и игр наших футболистов, от этого и произошло ее название. За футболистами подтянулись болельщики и другие спортсмены, а далее – все остальные мужчины. Само слово «футболка» в русских словарях появилось в 1940 году.
Безусловно, сегодня футболки предлагают практически все мужские бренды – выбор велик. Выбирая DOLCE & GABBANA в интернет-бутике VIPAVENUE, вы выбираете не просто футболку, а собственный стиль – дерзкий, крутой, ироничный, с чувством юмора, но неизменно стильный.