14.2.2014, 02:00 мск Магаданская область 10:00 — Интервью

Андрей Попов: в 2014 год Магадан вступил в качестве официальной столицы Колымы

Председатель городской думы рассказывает об итогах ее работы в 2013 году

МАГАДАН, 14 февраля, Север ДВ. 2013 год был насыщен событиями. Избрание нового губернатора Колымы, изменение модели управления Магаданом, присвоение ему статуса колымской столицы. Об этом, а также других значимых итогах работы депутатов Магаданской городской Думы, рассказал глава муниципального образования "Город Магадан", председатель Магаданской городской Думы Андрей ПОПОВ.   

- Андрей Анатольевич, в конце 2013 года Магадан получил официальный статус столицы Колымы. Что это значит для города?

- Начать, думаю, необходимо с того, что к получению этого статуса мы шли не один год и это была уже далеко не первая, но на сей раз успешная попытка присвоить Магадану статус административного центра. Так что в 2014 год Магадан вступил уже в качестве официальной столицы Колымы. Да, простая формальность, но от этого зависит многое. Статус административного центра  позволит более эффективно обеспечивать интересы нашего города и представлять их на законодательном уровне. 

В законе 1682-ОЗ Магаданской области от 27 декабря 2013 года "О статусе административного центра Магаданской области – города Магадана" прописаны его основные функции, а также оговорен порядок финансирования расходов, связанных с их осуществлением.

В перспективе, думаю, будут организованы совместные с Правительством области  программы развития столичного облика Магадана, развития основных направлений социальной деятельности города, улучшения инвестиционного климата и так далее. Но не будем забегать вперед. Это вопрос будущего времени, а мы сегодня подводим итоги прошедшего года. И присвоение статуса административного центра Магадану – это успех, к которому, я повторюсь, мы стремились достаточно долго.       

На новый уровень вышла и система управления городом. Несмотря на передачу в Ваши руки полномочий главы, никто не снимал с Вас и полномочий председателя Магаданской городской Думы. Означает ли это, что вопросы и проблемы избирателей Вы теперь можете рассматривать и решать на более высоком уровне?

Безусловно, наделение полномочиями главы муниципального образования расширяет границы деятельности и сферу ответственности. В ведение главы входят вопросы, касающиеся различных сфер жизнедеятельности города, поэтому для меня это еще и возможность дополнительного взаимодействия с жителями Магадана. Ценный источник информации о положении дел в городе, исполнении наказов наших избирателей, эффективности реализации решений городской Думы в рамках законов.  

Впрочем,  я не могу сказать, что прежде какие-либо  вопросы и пожелания магаданцев, обратившихся к депутатам  Думы, оставались без ответа или не решались по причине того, что у нас не хватало на это полномочий. Главной моей задачей и в качестве председателя городской Думы, и в качестве главы муниципального образования  было и остается создание благоприятных условий жизни магаданцев. На этом принципе строится вся работа.    

- В сентябре депутаты городской Думы приняли в новой редакции Положение о межмуниципальном сотрудничестве. Теперь Вы являетесь официальным лицом представительных органов Магадана. Какова Ваша роль в таком сотрудничестве? 

- Городская Дума – это главное связующее звено между властью и людьми. Мы призваны решать вопросы местного значения, находя золотую середину между законом и территориальными особенностями. Задачи и вопросы всех российских городов схожи по целям и содержанию, однако решаются они  везде по-своему: где-то с большим, где-то с меньшим успехом. Но, в любом случае, это опыт. И мы должны перенять лучший опыт решения актуальных вопросов и проблем муниципальных образований.  

Первым Соглашением о межмуниципальном сотрудничестве, в котором Вы приняли участие, стало соглашение между городской Думой Магадана и представительным органом Тулы. Какую пользу принесет это сотрудничество нашему городу?

- Тула – это город, который сегодня развивается семимильными шагами. Строятся объекты инфраструктуры, реализуется программа переселения из ветхого и аварийного жилья (кстати, отмечу - с меньшим размахом, чем в Магадане), с успехом решаются социальные вопросы. Есть, что взять на заметку и чему поучиться. Тула – пока единственный город, с которым Магадан наладил межмуниципальное сотрудничество. В перспективе этот круг расширится. Кроме этого, не забывайте о наших городах-побратимах: Елгава и Варна, Златица и Анкоридж, китайский Шуаньяшан, соглашение с которым было подписано также  в 2013 году.

 Сотрудничество наших городов не ограничивается съездами и протоколами. Одна из форм сотрудничества – это совместное проведение всевозможных общественно-значимых мероприятий: выставок, акций, конференций и так далее. Например, к участию в ежегодном конкурсе ледяных скульптур "Магаданский хрусталь" мы традиционно приглашаем представителей из наших городов-побратимов. Это придает конкурсу статус международного и дарит прекрасную возможность магаданцам любоваться творениями талантливых мастеров, приехавших специально для этого на далекую магаданскую землю.  В этом году близится празднование 75-летия Магадана. Думаю, в рамках этого события нам также удастся реализовать интересные совместные проекты.  

- В продолжение темы сотрудничества: важным направлением Вашей деятельности является работа в качестве заместителя председателя Координационного Совета представительных органов городов России по городам Дальнего Востока. В чем заключается эта деятельность? 

- Начну с того, что Союз представительных органов местного самоуправления муниципальных образований России был создан для объединения усилий, направленных на формирование и развитие местного самоуправления, защиту прав и интересов городов. Сейчас этот Союз объединяет 74 города, среди которых и Магадан.

 По итогам работы Совета готовятся запросы и письма в органы федеральной власти России, вносятся поправки в законодательство, вырабатывается позиция представителей территорий по проблемам муниципальных образований.

Благодаря тому, что законодательные инициативы поступают от Союза, который объединяет представителей 74 парламентов городов РФ, они находят реальный отклик на федеральном уровне. Сегодня это единственная организация такого масштаба и мне оказано высокое доверие представлять интересы городов всего Дальнего Востока в этой структуре. 

- В 2013 году дважды Вы принимали участие в заседаниях Совета. Какие обсудили вопросы?

- Заседания Совета проходили в апреле – в Екатеринбурге и в июне – в Калининграде. Эти города сегодня растут и развиваются, а, следовательно, обладают богатым опытом организации эффективного управления.

В Калининграде обсудили целый ряд общих проблем: дефицит преподавательских кадров, предоставление мест в детских садах, организацию работы общеобразовательных школ в две смены. В итоге приняли резолюцию о серьезной переработке действующих муниципальных актов по вопросам образования, а также о необходимости создания новых региональных законов, привлечению негосударственных учреждений к оказанию образовательных услуг. 

 В Екатеринбурге одной из тем стало делегирование муниципалитетам отдельных государственных полномочий. Например, в сфере здравоохранения. Екатеринбург занимает в этом вопросе передовую позицию: городским депутатам удалось добиться сохранения здравоохранения за муниципалитетом. В Магадане здравоохранение сегодня полностью передано на содержание субъекта. 

- Прежде, когда здравоохранение финансировалось из местного бюджета, медикам предоставлялось муниципальное служебное жилье. Как же теперь будет строиться работа по обеспечению медработников жильем?

- Действительно, квартиры для медицинских работников, прибывших в Магадан из других городов России, предоставлялись им из специализированного жилищного фонда муниципального образования. Как муниципальным служащим. Так что после делегирования наших полномочий в области здравоохранения субъекту, встал квартирный вопрос. В связи с этим, в 2013 году депутаты городской Думы приняли решение о том, чтобы квартиры Фонда, занимаемые прежде медработниками и членами их семей, могут предоставляться другим медработникам учреждений системы здравоохранения Магадана. 

Наша задача – обеспечить колымчанам качественное и эффективное обслуживание в больницах и поликлиниках. А одним из главных факторов всегда является вопрос жилья. Поэтому мы остановились на таком, на мой взгляд, оптимальном решении.    

- А что касается переселения магаданцев из ветхого и аварийного жилья, сколько человек в прошлом году получили новые квартиры?

-  В 2013 году 130 человек переехали в новые квартиры из 52 жилых помещений, признанных негодными к проживанию. В рамках региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с привлечением средств государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Магадане был построен дом №60 по ул. Якутской.  Помимо этого, жилье было предоставлено в доме №20 по Марчеканскому шоссе. 

- Андрей Анатольевич, к вопросу строительства: по инициативе городских депутатов в прошлом году в генеральный план застройки муниципального образования внесены изменения. Почему?

- Предыдущий генплан МО "Город Магадан" утвержден Магаданской городской Думой в 2006 году. Но на период его действия произошли изменения в законах РФ, оказавших влияние на требования, предъявляемые сегодня к документам территориального планирования.

Кроме этого, изменились многие факторы, влияющие на развитие города, структура застройки.  Словом, возникла необходимость выполнения работ по территориальному планированию. Заказчиком муниципального контракта на разработку комплексного проекта развития территории муниципального образования "Город Магадан" выступил департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана. В рамках контракта специалисты Омского Института Территориального Планирования "Град" разработали комплексный проект развития нашей территории. Один из его этапов – внесение изменения в генплан МО "Город Магадан". Генеральный план разработан в три этапа, до 2025 года.

- И в чем заключаются изменения, внесенные депутатами Думы? 

- Одной строкой сложно перечесть все, что включает в себя документ. 

Это строительство образовательных и дошкольных учреждений, спортивных объектов, культурно- досуговых центров в Магадане, а также поселках Уптар и Сокол. Планируется построить большой кинотеатр на 1310 мест, концертный зал при хореографической школе на 300 мест, художественную галерею...   

Генпланом предусмотрено размещение объектов и вне границ населенных пунктов: полигонов твердых промышленных и бытовых отходов, модульный мусоросортировочный завод на месте существующего полигона. Еще это горнолыжный комплекс в районе п.г.т. Уптар, туристическая база в районе бухты Светлой.

В районе ул. Зайцева в Магадане предложено строительство промышленных объектов. Предложены генпланом и двухуровневые стоянки для автотранспорта.

Словом, много, очень много важных проектов, которые, думаю, заслуживают отдельной беседы.  И, если интересно ознакомиться детально, генеральный план в электронной версии размещен на официальном сайте мэрии Магадана.

- А что представляет собой программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования на 2014—2023 годы, которую утвердили в прошлом году депутаты Магаданской городской Думы?

- Основная цель этой программы – повышение надежности городских коммуникаций и улучшение инвестиционной привлекательности города. Планируется  модернизация объектов коммунальной инфраструктуры,  обеспечение земельных участков под жилищное строительство. 

Перечислять все мероприятия, запланированные в рамках этой программы, попросту не имеет смысла. Это огромный перечень работ по реконструкции, замене и строительству различного рода коммуникаций систем тепло, водо- и электроснабжения.  Скажу только, что в результате реализации этой программы снизится уровень износа коммунальных объектов Магадана  не менее, чем на 50%: на 20% сократится количество сетей водоснабжения, требующих замены;  на 60% этот показатель снизится по сетям теплоснабжения. Словом, мы должны повысить энергоэффективность и энергосбережение и обеспечить бесперебойную работу коммунальных систем всех городских объектов.

Кроме этого, программа позволит обеспечить площади для новых строений, которые предусмотрены генеральным планом застройки.

- Андрей Анатольевич, в прошлом году депутаты городской Думы утвердили бюджет 2014 года. Он на 6% превысил бюджет года 2013. Каковы его основные статьи расходов? 

- Бюджет 2014 года - это почти 5 млрд.рублей по доходам и более 5 млрд.по расходам, львиная доля которых отведена сфере  образования – более 2 млрд. рублей. Эти расходы предусмотрены в рамках муниципальных программ "Обеспечение безопасности образовательных учреждений города Магадана" и "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании "Город Магадан" на 2012-2015 годы". Это и  монтаж автоматических систем сигнализаций и оповещения, и систем видеонаблюдения, и многое другое. Запланированы также  ремонтные работы помещений, внутренних и наружных коммуникаций. 

Кроме этого, в 3-м  микрорайоне планируется построить детский сад на 220 мест, предусмотрены капремонты и реконструкция зданий дошкольных учреждений, модернизация их материально-технической базы. Все эти мероприятия позволят не только увеличить количество мест в детских садах на 535, но и создать дополнительно 140 рабочих мест. 

Второе по объему финансирования направление – это деятельность Департамента строительства и архитектуры мэрии Магадана – более 1 млрд.рублей. Средства пойдут на обновление парка пассажирского транспорта, повышение безопасности дорожного движения, благоустройство дворовых территорий, строительство нового жилья и так далее. Особо отмечу, что часть средств будет отведена формированию доступной среды в Магадане людям с ограниченными физическими возможностями. Это муниципальная программа, рассчитанная на 4 года. Этого времени должно хватить для оснащения общественных мест в Магадане необходимыми устройствами, без которых сегодня эта категория граждан испытывает дискомфорт.

  Более 724 млн.рублей предусмотрено в бюджете на обеспечение жильем детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.  Более 117 млн. уйдет на поддержку малообеспеченных граждан, а их не менее 1460 человек в Магадане.

На развитие спорта - более 250 млн.рублей, порядка 332 млн. – на развитие культуры, 257 млн. – на реализацию программ в сфере ЖКХ. 

  Кроме этого, предусмотрены средства и на мероприятия по исполнению наказов избирателей депутатами Магаданской городской Думы". Это около 12 млн. руб. расходов, связанных, преимущественно, с благоустройством дворовых территорий. 

- И, раз уж коснулись мы исполнения наказов, в прошлом году освободилось 4 депутатских кресла в связи с переходом четырех депутатов Магаданской городской Думы на руководящие посты города и региона. Кто продолжит их работу с жителями их округов? 

- Все вопросы жителей данных округов будут решаться в оперативном порядке, ни один мы не оставим без внимания. Депутаты, повторюсь, – это главное связующее звено между людьми и властью, и мне сложно представить причины, по которым эта связь может быть прервана даже на время.

А что касается перехода депутатов на руководящие посты, Магаданская городская Дума – это эффективная школа управленцев, ведь здесь ведется тесная работа с избирателями. Таким образом, наши "выпускники" прекрасно осведомлены о проблемах насущных жителей Магадана. Теперь их основная задача – не терять связь с народом и продолжать работать во благо людей, но уже на другом уровне.

Благодарю за беседу.  

Маргарита ВЕТОШКИНА


 
Какую сумму заработной платы вы считали бы достойной своего труда?