27.4.2010, 08:30 мск Магаданская область 16:30 — Интервью

Наталья Зеленская: ситуация с предоставлением жилья сиротам с каждым годом становится лучше

Начальник отдела опеки и попечительства мэрии Магадана рассказала о предоставлении жилья детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей

МАГАДАН, 27 апреля, Север ДВ. На регистрационном учете в отделе опеки и попечительства управления образования мэрии города Магадана состоит 322 опекаемых и подопечных ребенка. Из них 179 человек не имеют закрепленного жилья. В то же время 143 несовершеннолетних ребенка имеют право пользования жилыми помещениями, являются собственниками домов и квартир, но и здесь существуют серьезные проблемы.

К примеру, за 39 детьми закреплены жилые помещения, но в них проживают родители, которые лишены родительских прав либо родственники опекаемых - бабушки, дедушки, тети или дяди. В четырех случаях жилые помещения, в которых должны жить дети-сироты, признаны ветхими. В двух других случаях в домах, закрепленных за детьми, проживают два родителя-инвалида. За 27 несовершеннолетними сохранено право пользование жилыми помещениями в других регионах и муниципальных образованиях. Как же одна из самых главных проблем - жилищная решается на территории Магадана?  На этот и другие вопросы в интервью корр. РИА Север ДВ отвечала начальник отдела опеки и попечительства мэрии Магадана Наталья ЗЕЛЕНСКАЯ.

- Наталья Ивановна, одним из вопросов, рассмотренном на специальном совещании, посвященном контролю за исполнением поручений главы государства, которое состоялось в марте этого года, был вопрос обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сколько детей-сирот отметили новоселье в прошлом году и начале этого?

- В соответствии с нормативными правовыми актами дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей,  обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди по договорам социального найма. В минувшем году им предоставлено девять жилых помещений (комнат).Норма предоставления площади жилых помещений в городе Магадане, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 15 квадратных метров общей площади. Это решение  Магаданской городской Думы действует еще с июня 2006 года.

Предоставленное детям-сиротам жилье соответствует санитарным и иным нормам и правилам. В рамках реализации областной программы "Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан на 2009-2010 годы" была проведена реконструкция многоквартирного жилого дома № 38-а по Марчеканскому шоссе. Здесь в прошлом году в отремонтированные квартиры въехали 35 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

Уже под конец 2009 года был проведен открытый муниципальный аукцион "Приобретение благоустроенных жилых помещений для обеспечения отдельных категорий граждан на основании Закона Магаданской области от 22.06.2007 года № 875-ОЗ в 2009 году". По его результатам заключены 16 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений (квартир) для граждан из числа лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, в 2009 году предоставлено указанной категории граждан 60 жилых помещений. В первом квартале 2010 года новоселье смогли отметить 37 граждан данной категории.

- Как менялась ситуация с предоставлением жилья несовершеннолетним сиротам все эти годы? Сколько, к примеру, детей нуждалось в жилье, скажем, три года назад?

- С каждым годом ситуация изменяется к лучшему. Об этом говорит статистика. Если в 2007 году на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояли 42 человека, то на 1 апреля 2010 года - 34. Три года назад жилое помещение предоставили всего в одном случае, в 2009, как я уже говорила,  в 60. Причем, 51 квартира приобретена на первичном рынке. Это говорит о многом.

- А если у ребенка-сироты вообще нет жилья? Как ему быть?

- Защита жилищных прав несовершеннолетних ведется в соответствии с действующим законодательством. Полномочия органа опеки по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей направлены: на сохранение (закрепление) жилого помещения или права пользования жилым помещением за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, осуществление контроля за фактическим использованием жилого помещения и его сохранностью до наступления совершеннолетия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним, предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закреплённого жилого помещения.

Орган опеки и попечительства при выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает место проживания несовершеннолетнего, наличие в его собственности жилого помещения или права проживания в жилом помещении. В случае если ребенок или его родители имеют в собственности либо по договору социального найма жилое помещение, органы местного самоуправления принимают нормативный правовой акт, определяющий закрепление и сохранение за несовершеннолетним право собственности или право пользования жилым помещением.

При отсутствии возможности закрепления за несовершеннолетним права собственности или права пользования жилым помещением несовершеннолетний ставится на предварительный учет в органе опеки и попечительстве, определяющий право ребенка на получение жилого помещения в дальнейшем в соответствии с жилищным законодательством. При этом не допускается неправомерное закрепление за несовершеннолетними права пользования жилым помещением, принадлежащего не родителям, а другим лицам (бабушкам, дедушкам и т.д.), не являющимся семьей ребенка.

- Сегодня коммунальные службы и энергетики объявили войну неплательщикам. Не секрет, что в закрепленных за детьми сиротами квартирах, где живут родители, лишенные прав, никто не оплачивает счета. В итоге дети рискуют остаться без собственности?

- Это действительно очень серьезный вопрос. В большинстве жилых помещений право пользования которыми закреплено за несовершеннолетними, воспитывающимися в замещающих семьях или помещенных под надзор в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают родители, которые лишены, ограничены в родительских правах или неблагополучные родственники. Как правило, в указанных квартирах накапливаются долги, требуется капитальный или косметический ремонт.

Чтобы решить эту проблему, необходимо  правовое регулирование ликвидации задолженностей по квартирным платежам, которые фактически достаются детям в наследство, а также регулирование общей платы за жилье детей, находящихся в государственных учреждениях при отсутствии желающих временно проживать в этой квартире, и оплачивать ее.

- Какие варианты решения проблемы предлагает отдел опеки и попечительства?

- В целях защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полагаем необходимым разработать такие механизмы. Это финансирование погашения задолженностей по коммунальным платежам и квартирной плате в квартирах, где остались проживать исключительно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся на очном обучении в профессиональных учебных заведениях; финансирования оплаты текущих платежей по квартирам, в которых остались проживать исключительно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся на очном обучении в профессиональных учебных заведениях.

Отделом опеки и попечительства управления образования мэрии города Магадана для проведения ревизии состояния жилых помещений закрепленных за несовершеннолетними оставшимися сиротами или оставшимися без попечения родителей, планируется во II-III квартале текущего года провести комиссионное обследование данных жилых помещений. В состав комиссий включить представителей управляющих компаний и общественных организаций.

- Спасибо за беседу!


 
Какую сумму заработной платы вы считали бы достойной своего труда?